Обеспечение безопасности авиационных перевозок

Страница 1

I. Нормативно-правовое и нормативное регулирование

С 1991 года принят ряд федеральных законов, заложивших основы воздушного законодательства Российской Федерации. Это Воздушный кодекс, Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте» и ряд законов, вносящих изменения в Воздушный кодекс.

В тоже время требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы авиационного транспорта, к примеру:

Для устойчивого развития аэропортов необходимо решить вопрос о законодательном обеспечении аэропортовой деятельности.

Необходимо внесение изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», учитывающих специфику разработки, производства и эксплуатации авиационной техники.

Требуется ускорение принятия специального технического регламента «Об обеспечении безопасности авиационной техники при ее разработке, производстве, ремонте и испытаниях».

Из-за многократного реформирования системы государственного регулирования гражданской авиации (с 1991 года - шесть раз) до сих пор не разработано и не принято 17 нормативных подзаконных актов, предусмотренных воздушным законодательством Российской Федерации, например Федеральные авиационные правила «Требования, предъявляемые к авиационному персоналу». Другая и очень значительная часть подзаконных актов стремительно устаревает и перестает соответствовать новым принципам регулирования. Это касается, например, Федеральных правил использования воздушного пространства и Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов. До сих пор действуют наставления по производству полетов и по видам обеспечения, введенные в действие в советское время.

На сегодняшний день, из-за недопустимо низкого уровня финансирования ведущих отраслевых научно-исследовательских учреждений, не ведется совершенствование руководств по летной эксплуатации и методик выполнения полетов, прекратилось научное сопровождение летной эксплуатации воздушных судов, не проводятся контрольные испытания воздушных судов в целях уточнения их характеристик.

II. Проблема летного состава

Основная часть (примерно 72%) авиационных происшествий и инцидентов вызвана ошибками летного состава.

В связи с резким сокращением объемов воздушных перевозок и авиационных работ в период после 1991 года отрасль располагала избытком летного состава. В настоящее время, с учетом выхода значительной части летного состава (пилотов) из трудоспособного возраста, его численность сократилась с 30 тыс. человек до 12,5 тыс. человек. В связи с указанным сокращением численности летного состава и ростом объемов перевозок требуется, в краткосрочной перспективе, в 4-5 раз увеличить количество выпускников летных училищ, при доведении уровня их летной подготовки до норм, обеспечивающих безопасность полетов.

В настоящее время пилоты-инструкторы летных училищ получают заработную плату в 10-20 раз меньше, чем в авиакомпаниях, что вызывает значительную текучесть кадров. Работа по совершенствованию программ обучения летного состава на государственном уровне практически свернута или проводится недопустимо низкими темпами.

Для исправления положения требуется финансирование закупок новых учебных самолетов и вертолетов, качественных тренажеров, необходимы высококлассные преподаватели и инструкторы практического обучения.

В перспективе важным и существенно более экономичным путем подготовки летного состава, как показывает международный опыт, может стать начальная подготовка летчиков в авиационных учебных центрах авиации общего назначения, РОСТО/ДОСААФ и других общественных организациях авиационного профиля.

Важное значение для решения проблемы летного состава имеет также ориентация системы подготовки пилотов государственной авиации на последующую их работу в гражданской авиации.

Необходимо повышение квалификации имеющегося летного состава, особенно для действий в случае нештатных ситуаций. Для этого необходимо создание, возможно на основе механизмов государственно-частного партнерства, центра подготовки и переподготовки летного состава на современные российские и иностранные самолеты необходимой номенклатуры типов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6