Западноевропейские ракеты-носители серии Ариан

Страница 3

Затраты на разработку ракет «Ариан-2» и «Ариан-3» оценивают примерно в 75 млн. долл. в

ценах 1979 года. Для сравнения указывается, что затраты на разработку ракеты-носителя «Ариан-1» превысили 1 млрд. долл. в ценах 1980 года.

О конкуренции между МТКК «Спейс Шаттл» и западноевропейской ракетой-носителем «Ариан»

Как уже сообщалось, консорциум ITSO предпочел МТКК «Спейс Шаттл» ракете-носителю «Ариан-4-4LP» в качестве носителя для первых двух спутников модели INTELSAT-6. По мнению наблюдателей, одной из причин такого решения были меньшие затраты в случае использования МТКК, причем NASA в данном случае понизило стоимость фрахта по сравнению с объявленной фиксированной величиной для периода с 1 октября 1985 года по 30 сентября 1988 года. Характерно, что впервые в своей практике NASA запретило распространять какую-либо информацию о финансовой стороне своего предложения.

Сообщается, что в конкурентной борьбе за предоставление носителей для остальных трех спутников модели INTELSAT-6 консорциум «Арианспейс» пересмотрел финансовую сторону своего предложения.

Перспективные модели «Ариан-3» и «Ариан-4»

Ракеты-носители «Ариан-4» должны использовать навесные твердотопливные и жидкостные ускорители. Твердотопливные ускорители изготовляет итальянская фирма Difesa e Spazio, жидкостные – западногерманский концерн MBB/ERNO. Контракт (30 млн. марок) на жидкостные ускорители предусматривает изготовление шести образцов: двух для прочностных и вибрационных испытаний (с середины 1984 года), двух для огневых испытаний (в конце 1984 года) и двух для летних испытаний в составе первой ракеты «Ариан-4», запуск которой был намечен на конец 1985 года. Концерн MBB/ERNO привлек итальянскую фирму Aeritalia (топливные баки), бельгийскую фирму SABCA (подмоторная рама, межбаковый отсек и передняя юбка), французское объединение Aerospatiable (система отделения) и нидерландскую фирму Fokker (головной обтекатель). Для упрощения конструкции ускорителя средства управления его воспламенительным устройством, пиротехническими устройствами и телеметрической системой размещены в межбаковом отсеке первой ступени ракеты, где

имеется достаточный свободный объем. Сборка ускорителя будет производиться на заводе концерна MBB/ERNO в Бремене (ФРГ). Планируется сборка в горизонтальном положении, а не в вертикальном, как практикуется в настоящее время для ступеней ракеты «Ариан». Указывается, что в результате затраты на сборку сократятся в четыре раза за счет рабочих платформ и другого специализированного оборудования.

Национальное управление аэрокосмических исследований (ONERA) планирует провести в аэродинамической трубе испытания действующей масштабной модели «Ариан-4» для оценки аэродинамических характеристик и истекающего потока газов двигателей. В частности, в 1984 году намечены испытания модели ракеты «Ариан-4-4L», которая имеет наилучшие энергетические характеристики из всех вариантов ракеты «Ариан-4». Модель оснащается восемью работающими ЖРД (четыре ЖРД первой ступени и четыре ЖРД навесных жидкостных блоков).

Твердотопливные ускорители для ракеты «Ариан-3» разработала итальянская фирма Difesa e Spazio. Первые испытания ускорителя были неудачными, все последующие – успешными. После восьмых испытаний, проведенных 15 июля 1983 года, ускоритель получил свидетельство о летной годности. При седьмых испытаниях ускоритель был установлен вертикально, при всех прочих – горизонтально.

Перспективы эксплуатации

Консорциум «Арианспейс», эксплуатирующий западноевропейские ракеты-носители «Ариан», сообщил, что он получил заявку на запуск этой ракетой-носителем итальянского предэксплуатационного спутника связи «Италсат» в 1987 году. С учетом этой заявки окончательно утверждены запуски 22 спутников ракетами-носителями «Ариан». Владельцы этих спутников должны выплатить консорциуму «Арианспейс» в общей сложности около 600 млн. долл. Отмечается, что примерно половина заявок исходит от владельцев полезных нагрузок из неевропейских стран. До настоящего времени консорциум «Арианспейс» заказал 24 ракеты-носителя «Ариан».

Страницы: 1 2 3 4 5 6