B-2 - Бомбардировщик 21 века

Страница 1

В начале марта 1989 года в возрасте 54 лет от рака скон­чался Джон Патьерно. До момента смерти его имя оставалось неизвестным широкой публике, хотя, бесспорно, он был выдаю­щимся инженером-конструктором. Но Патьерно работал над со­вершенно секретным проектом. Именно под его руководством создан В-2 - "Бомбардировщик 21 века", - "Невидимый" для радиолокаторов, как утверждают в Пентагоне.

Впервые самолет продемонстрировали американским высоко­поставленным лицам и избранным представителям прессы в но­ябре 1988 года. Однако, Патьерно так и не увидел свое дети­ще в воздухе. Сроки взлета "чуда" неоднократно переноси­лись. Позднее было объявлено, что первый полет В-2 состоит­ся в июле.

Джон Патьерно - продолжатель дела знаменитого американс­кого авиаконструктора Джона Нордропа, сконструировавшего несколько самолетов-рекордсменов. На его "Сириусе" Чальз Линдберг совершил в 1931 году перелет из Нор-Хейвена (США) через Канаду, Аляску, Комчатку, Курилы и Японию в Китай. В 1932 году Амелия Иерхард на "Веге" первая среди женщин в одиночку пересекла Атлантику. Потом была скоростная "Альфа"

- самолет, оказавший влияние на все мировое авиастроение. В 1939 году в Калифорнии была зарегистрирована компания "Нордроп эйркрафт".

В годы войны на "Нордроп" посыпались заказы. С конвейеров стали сходить ночные истребители и фоторазветчики. "Норд­роп" постоянно искал и внедрял новинки. Конструктора зани­мала такая проблема, как увеличение дальности полета. Норд­роп пришел к такому выводу, что наиболее подходящим вариан­том для увеличения радиуса действия самолетов является схе­ма типа "летающее крыло". Она позволяет уменьшить лобовое сопротивление и снизить массу летательного аппарата, а внутри крыла разместить двигатели и полезную нагрузку. В 1941 году экспериментальное "летающее крыло" NIM выкатили на аэродром. Испытания NIM и более поздней модели N9M прив­лекли внимание военного ведомства. Фирма получила заказ на создание тяжелого бомбардировщика ХВ-35. К тому времени, когда пилот М.Стэнли в июне 1946 года поднял в воздух 4х моторный ХВ-35, война закончилась. Но на смену войне "горя­чей" приходила война "холодная". "Доктрина Трумана" и стра­тегия "ядерного устрашения" требовали наращивания ударной мощи США. Ее основу составляла бомбардировочная авиация. Вот почему три ХВ-35 спешно переоснастили реактивными дви­гателями. Машины получили марку YB-49. В октябре один из YB-49 перелетел с калифорнийской базы Мюрок Лейк в Вашинг­тон, покрыв расстояние в 3630 киломметров со средней ско­ростью 822 км/ч. Последующие испытания завершились траги­чески. 5 июня 1948 года капитан Глэн Эдвардс, проверяя са­молет на боковую устойчивость, не справился с управлением. Бомбардировщик стал терять высоту и разбился. Экипаж погиб. Второй YВ-49 потерпел катострофу при взлете.

Пентагон решил не испытывать судьбу и отказаться от заку­пок YB-49.

Неудача ударила по престижу "Нордропа" но не обескуражила его. Он увлекся очередной идеей - создал для ВВС первую крылатую ракету большой дальности "СНАРК". Однако проект опередил свое время: из за неполадок в системе наведения ракета в серию не пошла. Среди новичков, оказавшихся во главе "Нордроп Корпорейшен", был и Томас Виктор Джоунс, ус­певший к тому времени поработать в "Дуглас эйркрафт" и Пен­тагоне. Карьера Джоунса в "Нордроп" развивалась стремитель­но. В 1959 году он уже президент фирмы, а позже заполучил и пост председателя совета директоров.

Джоунс не стал гоняться за амбициозными проектами. Он сделал ставку на сравнительно дешевый легкий истребитель F-5, который в скоре вышел в рекордсмены по экспортным пос­тавкам: свыше трех тысяч истребителей и его учебных вариан­тов были закуплены 32мя странами. Недаром за Томасо Джоун­сом закрепилась слава "гения маркетинга".

Правда, в начале 70х годов выяснились просто потрясающие факты о методах воздейсвия на клиентов "калифорнийского ге­ния". Он их подкупал. Только за 1971-73 годы корпорация "Нордроп" пустила на взятки 30 миллионов долларов. Короли и министры, генералы и руководители спец служб, известные по­литические деятели и дипломаты оказались в петле долларово­го лассо, ловко брошенного рукой мистера Джоунса.

Страницы: 1 2 3 4 5