Навигационное вычислительное устройство НВУ-БЗ Ту-154Б
Страница 5
На блоке В-140 по счетчику, табло которого не горит, устанавливается значение ЗПУ очередного участка маршрут. В момент выхода на исходный пункт маршрута (ИПМ) на блоке В-51 включается выключатель «Счисление». При этом на счетчиках «Самолет» блока B-52I начнут Уменьшаться значения координаты S, а при боковом уклонении от ЛЗП будут изме няться значения координаты Z (при уклонении вправо +Z, влево программирования любых последующих ЧО необходимо переключатель координат установить в положение "Zпункт" кнопками «Установка координат» задать на одном из блоков В-52 (на котором горит табло «Пункт») значение Z=0; переключатель координат установить в положение "Sпункт", кнопками «Установка координат» задать на том же счетчике блока В 52 (под надписью «Пункт») значение длины очередного участка маршрута.
Для наглядной индикации координат самолета необходимо подготовить и установить в индикатор-планшет карту маршрута.
В вычислителе НВУ-БЗ должны применяться аэронавигационные карты полифонической проекции двух масштабов изготовленные в виде лент длиной до 12 м и шириной 180 мм. С правой стороны карты, наматываемой на катушку, должны быть перфорации.
- маршрут полета в одном направлении в виде ортодромий с основным и запасным аэродромами посадки.
- Маршрут наносят на карту с учетом следующих требовании: максимальная дальность маршрута не должна превышать
- ЧО наносят на карту в виде прямых линий, совпадающих с продольной осью координат,
- конец каждой ЧО должен совпадать с нулевой отметкой перфорации карты
- максимальная длина ЧО не должна превышать 950 км;
- ЧО длиной менее 100 км, следующие друг за другом, необходимо наносить на карту так, чтобы линия, соединяющая первый и последний пункты этих ортодромии, совпадала с продольной осью карты;
- расстояние между концом предыдущей и началом последующей ЧО должно быть 100—300 мм;
- каждая ЧО, нанесенная на карту, отделяется от соседних разделительной полосой белого цвета;
Рис 10. Эскиз построения ленты-карты для вычисления НВУ-Б3
- к начальному пункту каждой ЧО должен быть привязан участок предыдущей ЧО со своим ЗПУ, к концу каждой ЧО — участок последующей ортодромии со своим ЗПУ; изображение этих участков наносится в зоне «Скачок».
Карта аэродрома посадки выполняется так, чтобы аэродром на карте масштаба 1 : 2000000 и центр ВПП на карте масштаба 1: 500000 совпадали с нулевой отметкой перфорации.
Продольная осевая линия карт обоих масштабов должна быть общей.
На краях видимого поля карты должны быть нанесены двусторонние шкалы для отсчета координаты вдоль маршрута, начало этих шкал должно совпадать с концами ЧО.
Карта маршрута запасного аэродрома и его района размещается на ленте после карты района основного аэродрома посадки и наматывается на катушку изображением наружу, чтобы сторона с отверстиями перфорации была обращена к щетке с зубчатым колесом. Эскиз построения ленты-карты показан на рис. 10.
При подготовленном и включенном индикаторе-планшете ИП-3 с момента начала счисления текущих координат самолета лента-карта в блоке ИП-3 начнет перемещаться сверху вниз, а визир будет индицировать местоположение самолета.
Текущие значения координаты S может быть прочитано по шкале дальности, нанесенной на лицевой панели блока ИП-3.
При полете по маршруту переключатель «Аэродром—маршрут» устанавливается в положение «Маршрут», а при полете в районе аэродрома посадки — в положение «Аэродром».
При подходе визира к краю индикаторного окна на блоке ИП-3 загорается сигнальная лампа «Zмакс», извещающая о том, что самолет вышел за пределы видимой карты.
Визир возвращается в рабочее положение автоматически после входа самолета в зону, изображенную на карте.
При выходе самолета на ЛУР в течение 3—6 с осуществляется «Скачок» карты для индикации полета по следующему участку маршрута.