Навигационное вычислительное устройство НВУ-БЗ Ту-154Б
Страница 3
Рис. 6. Индикатор-планшет ИП-3
Рис. 7. Блок отработки параметров ветра В-57
ИП-3 установлен на амортизационной раме, под средней приборной доской.
На лицевых панелях вычислительных блоков, установленных в первом техническом отсеке самолета, расположены органы регулировки и гнезда контроля напряжений с соответствующими надписями.
В блоке усиления В-39 размещены потенциометры регулировки: напряжения питания масштабных усилителей и масштабов сигналов бокового уклонения и скорости бокового уклонения, выдаваемых в систему АБСУ-154.
В блоке преобразования В-53 имеются потенциометры регулировки масштабов:
- напряжения дальности системы РСБН-2СА;
- координат самолета в режиме преобразования;
- координат радиомаяка в режиме коррекции;
- координат пункта в режиме преобразования;
- линейного упреждения разворота;
- путевой скорости, выдаваемой в блок импульсной раскладки В-56;
- величины обратной связи в схемах отработки координат в режимах коррекции и преобразования.
В блоке построения навигационного треугольника В-54 расположены потенциометры регулировки:
- масштаба угла сноса и путевой скорости в режимах «Работа» и «Память»;
- фазы напряжения в схеме построения навигационного треугольника;
- фазы в цепи питания потенциометра от системы СВС-ПН-15-4;
- величины обратной связи в схеме отработки путевой скорости;
- величины обратной связи в схеме отработки угла сноса;
- величины обратной связи в схеме отработки курса;
- величины обратной связи в схемах отработки составляющих ветра.
В навигационном вычислителе НВУ-БЗ предусмотрена непрерывная индикация местоположения самолета на картографическом планшете, в котором используется карта в виде ленты с нанесенными в порядке полета участками маршрута. Линия заданного пути каждого участка ориентирована вдоль ленты. Движение карты в окне планшета совпадает с направлением перемещения местности под самолетом. Местоположение самолета на карте указывается с помощью визира. Перемещение визира в направлении, перпендикулярном линии заданного пути, указывает величину бокового уклонения. Поэтому карта перемещается в планшете со скоростью, пропорциональной изменению текущей координаты самолета по оси S, а перемещение визира — со скоростью, пропорциональной изменению скорости самолета по оси Z.
С переключением счисления координат в систему отсчета следующей ЧО необходимо вызвать в окне планшета карту со следующим участком маршрута.
Вызов карты следующего участка производится сигналом ЛУР, с появлением которого происходит быстрое перемещение (скачок) карты.
Текущие координаты самолета выдаются в планшет с помощью сельсинной передачи, работающей в трансформаторном режиме.
На шасси блока питания импульсных блоков В-41 расположены потенциометры регулировки тока стабилитрона и выходного напряжения 4В для работы логических схем блока В-56 и входного напряжения +27В.
Рамы В-42 с блоками В-39, В-53, В-54, В-56 и В-55 с блоками В-41 и БУП-3 и сетевые помехоподавляющие фильтры-блоки В-31М и В-34 установлены в техническом отсеке, на этажерке, у правого борта, между шпангоутами № 8 и 9.
Конструкция рамы, счетно-решающих блоков и индикаторов обеспечивает их легкосъемность. Соединяются блоки через малогабаритные штепсельные разъемы 2РМД, которые расположены на верхней плате блока В-55.
Здесь же расположены предохранители защиты.
1.3 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
Навигационный вычислитель НВУ-БЗ непрерывно автоматически счисляет местоположение самолета в частноортодромиче-ской системе координат, начало которой совмещено с конечным пунктом каждого участка маршрута. Координата S ориентирована вдоль линии заданного пути (ЛЗП), ось Z —перпендикулярна ей (рис. 8).
Для плавного вывода самолета с одной частной ортодромии (ЧО) на другую необходимо вычислить текущие координаты самолета относительно следующей ЧО по взаимному положению этих участков ЛЗП. Эта задача решается вычислителем ВНУ-БЗ и называется преобразованием координат.